Хорошо поставленное интерактивное кино, зритель которого не остается безучастным благодаря экшн-сценам и периодически возникающей необходимости думать.
Человек хоть сколько-нибудь наблюдательный составит об L.A. Noire представление по названию: криминальная драма в стиле «нуар», сформированном авторами детективных романов и кинематографистами середины прошлого века, действие происходит в Лос-Анджелесе. Постижение нюансов потребует уже более подробного знакомства.
Мотив
L.A. Noire, вышедшую на ПК после приставок, но зато вместе со всеми дополнениями, делала студия Team Bondi, но производственный процесс тщательно контролировал издатель — Rockstar Games, известная в первую очередь благодаря серии Grand Theft Auto (GTA). В результате L.A. Noire обладает значительным сходством с последними GTA. Пусть главный герой, Коул Фелпс, — не делающий карьеру .мелкий преступник, а амбициозный сотрудник ППС. под нашим руководством быстро выбивающийся в детективы, поведением он напоминает Карла Джонсона и Нико Велика. Фелпс тоже может отнять машину у водителя посреди улицы (в благородных целях, разумеется) и поучаствовать в уличном преступлении, сработанном на скорую руку (убегает, понятное дело, не он).
Геймплей у L.A. Noire, конечно, менее свободный, чему игр серии GTA: сюжет привязан к отдельным уголовным делам. В связи с ними детектив перемещается — преимущественно на автомобиле — по Лос-Анджелесу 1947 года (на его улицах часто встречаются трамвайные пути, которые постоянно занимают машины, — как в современных российских юродах). Несмотря на неопрятность и неказистость, Лос-Анджелес ярок и жизнерадостен — и это вступает с заявленной в названии «нуарностью» в противоречие, которое можно разрешить по-разному. Либо вы с помощью соответствующей опции делаете игру черно-белой и стараетесь убедить себя, что это интерактивный фильм по детективу Чейза или Гарднера (до Хэммета L.A. Noire все-таки далеко). Либо вы оставляете мир цветным и спокойно признаете, что веснушчатый и низкорослый Коул Фелпс не похож на Хэмфри Богарта.
Преступление
Вам также придется осознать, что Bondi и Rockstar сработали игру в стиле не сороковых-пятидесятых, а, гм, десятых: порой отталкивающий гиперреализм плюс много движения — все, как в сериалах НВО. Гинерреалистичны не только кровавые следы на стенах после стрельбы в очередного грабителя банка, но и разговоры. Конечно, бытовой расизм в труменовской Америке присутствовал, но персонажи уж слишком часто сыплют словами negro, kike, jap и polack. Фелпс — так вообще специально выводит из себя подозреваемого-еврея шутками про газовую камеру куда отправляют признанных виновными в убийстве, (Невозможность сопереживания герою — главный и неизбежный недостаток жестких фильмов и сериалов.) Детектив к тому же кричит на допрашиваемых; а флэшбэки (в стиле уже современного кинематографа) про службу Фелпса в морской пехоте во время войны цементируют непривлекательный образ. Впрочем, ради справедливости надо отметить, что к героям классических нуар-детективов привыкнуть тоже нелегко.
Экшена, как правило, стремительного в L.A. Noire много, и радует его разнообразие: гонки на машинах, пешие погони, перестрелки, кулачные бои. Драться или убегать почему-то начинают большинство подозреваемых и множество свидетелей — зачастую до того, как у Коул а появляется веская причина задерживать их (и это порой веселит). Драки — простые, на манер позапрошлогодней «Мафии 2». Ноги задействовать нельзя, так что полагаемся на серии ударов кулаками и «ирландский поцелуй» (удар головой в лицо противника), за который отвечает клавиша Q. Грязно, но приходится использовать, потому что противники любят внезапно вскакивать из нокдауна. Бег за преступниками — забавное занятие: Фелпс ускоряется и маневрирует с проворством тяжелого полицейского автомобиля, но ес-л и набрать ход и двигаться по прямой — делинквенту уже не уйти. А дальше можно стрелять в воздух и не только; объяснять задержанным их права в сороковые, вроде, еще не было принято.
Криминалистика
Несмотря на изобилие погонь, стрельбы и мордобоя, центральное место в L.A. Noire занимают все-таки расследования. Осмотр места преступления обставлен почти торжественно: у Фелпс а есть время спокойно походить, подумать и поприсматриваться. В местах, богатых уликами, внутри кармана детектива происходит странное явление — начинает вибрировать специальная полицейская лупа. Звук слышен хорошо, и игроки, удерживая левую кнопку мыши, внимательно всматриваются в крупные планы элементов обстановки. Сомнительные счета-фактуры можно подробно изучить, трупы — перевернуть и не забыть обшарить карманы. Когда все улики на отдельно взятом месте преступления собраны, перестает играть специальная музыкальная тема — в порядке помощи тем, кто не играл в старые квесты.
В отличие от персонажей классических приключенческих игр инвентаря у Коул а Фелпса нет. Описания улик и свидетельства опрошенных вносятся на молескин, который детектив носит с собой всегда и везде (ведь в чудесную записную книжку встроен навигатор!), чтобы своевременно изобличать подозреваемых в искажении или замалчивании тех или иных фактов. Пристальное наблюдение за оппонентами во время допроса позволяет строить предположения относительно правдивости их отдельно взятых реплик. Уникальная технология лицевой анимации, примененная в L.A. Noire, позволяет персонажам выражать различные оттенки эмоций. Кому-то, впрочем, вращение глазами и сменяющие друг друга ужимки могут показаться преувеличенными. Зато подвижная мимика персонажей невероятно оживляет игру в целом. L.A. Noire доказывает выкладки психологов и философов о том, что внимание человека прежде всего фокусируется на лицах окружающих.
Итог
У одной из лучших игр 2011 года уникальный визуальный стиль, а сложносоставной геймплей может понравиться как любителям экшенов, так и поклонникам интеллектуальных игр — при этом и первые, и вторые смогут избавиться от жанровых предубеждений. L.A. Noire заслуживает подробного знакомства и потому, что продолжения, скорее всего, не будет: Team Bondi закрыта, а ее руководитель Брендан Мак-Намара, владеющий частью прав на технологию создания лиц персонажей, больше не сотрудничает с Rockstar.