Dragon Age: ретробзор

Dragon Age: Origins
9.7 Overall Score
Графика: 10/10
Геймплей: 9/10
Звук: 10/10

Графика, сюжет

Нехватка времени на игру

Долгострой

Многие сомневались в качестве Dragon Age: Origins — проект, представленный на ЕЗ 2004, успел сменить руководителей и по праву заслужил звание долгостроя. Впрочем, творческие муки пошли игре на пользу — она повзрослела, обрела голос и заготовила целую торбу драконьих яиц. По одному на каждого скептика.

За что любить?

Если вам понравилась хотя бы одна RPG студии BioWare, то не стоит тратить драгоценное время на чтение рецензии. Лучше проведите его за знакомством с игрой, так полюбившейся тысячам геймеров. За что любить? Да за все, что ценят капризные поклонники жанра: мир, продуманный до мелочей, 60 часов путешествий по карте, яркие характеры персонажей, гибкую боевую систему, непростые ситуации и квесты, тексты, которые приятно читать и еще приятнее — слушать. Dragon Age, словно хороший рассказчик, увлекает с первых минут. Она ведет повествование не спеша, смакует подробности, углубляется в витиеватые лирические отступления и ловко поддерживает интригу, заставляя ерзать на краешке стула.

Dragon Age: Origins

Пугающе реальный мир

Разработчикам удалось создать удивительно реальный мири, пугающе реальный, проработанный до мельчайших деталей. Взяв за основу средневековую Европу, авторы создали на редкость неприветливый мир. Забудьте о величественных эльфах! Местные эльфы давно потеряли бессмертие. Те, кому повезло избежать рабства и гибели в борьбе с людьми, нищенствуют в городских гетто или прячутся в лесных чащах и отчаянно пытаются сохранить наследие предков и эльфийскую культуру. Гномы Орзаммара живут в кастовом обществе погрязшем в политических интригах и междоусобных спорах. Для них нет ничего страшнее, чем покинуть каменные своды и выйти наружу — обратно не пустят. Церковь держит в узде чародеев — её рыцари находят и истребляют «незарегистрированных» колдунов. По иронии судьбы, чтобы храмовники могли одолеть магов, они принимают концентрат лириума, вызывающий зависимость. О единстве среди людей не может быть и речи, войны, интриги, борьба за трон и т.д.

Сходство с реальностью усиливают и знакомые стереотипы. Жители Ферелдена с их привязанностью к мордастым псам мабари вполне сошли бы за англичан. Соседнее с Фсрелденом государство Орлей — феодальная Франция.

Родина Стэна, молчаливого кунари со странными понятиями о чести и ницшеанской философией — Скандинавия. Скользкие типчики из Антивы, устраняющие неугодных за определенную плату — натуральные итальянские мафиози. Империя Тевинтер как близнец похожа на Древне Римскую Империю.

Мир Dragon Age жесток, циничен и бессердечен. Проявления благородства в нем соседствуют с массовым разобщением, враждой и ненавистью. Находящийся в центре сюжета Мор в этом контексте смотрится в высшей степени аллегорично: порча, она исходит не от порождений тьмы, а от самих жителей, их полного отказа от морали, чести, совести, и еще множества слов, так часто звучащих в пафосных речах. Забудьте о высокопарном спасении мира. Все куда как сложнее.

Но где-то, в глубинах душ и грязных закоулках городов, таится надежда. Надежда, что все изменится. Вера в лучшее завтра, наступление золотой эпохи мира и процветания. Ради такой благой цели многие готовы сражаться до последнего вздоха. Людям, эльфам и гномам свойственн надежда. Быть может, это единственное, что у них осталось.

Сотни страниц истории мира Dragon Age, аккуратно разложенные по полочкам в кодексе и общение с обитателями этого мира ещё больше способствует погружению в происходящие. Это мир где нет лишних деталей или не согласованных вещей и событий. Впервые мы видим мир настолько живой и реалистичный мир, пугающе реалистичный.

Dragon Age: Origins

Кто я?

Наш герой не какой-то банальный избранный неизвестно откуда. Он живая личность. Кто же он? Решать вам! Игра начинается с предыстории. В Dragon Age шесть прологов, выбрать один из которых как раз и предлагается. Ни один вас не разочарует! При этом предыстория — это не банальный пятиминутный ролик, по-быстрому рассказывающий «а откуда я взялся», а добрых полтора-два часа игры, во время которых весь окружающий мир со всеми его проблемами, неурядицами и моральным упадком. События пролога отражаются эхом до самого финала, всплывая в беседах и заданиях, переплетаясь с основным сюжетом.

Бедный гном здесь начинает путь не с пламенных речей о спасении мира от новой напасти, а с картины неадекватно пьяной матери и торгующей телом сестры. Сам сутенер возомнил себя благодетелем всей семьи и чуть ли не требует благодарности. Что этой свинье скажешь? Благо, его можно просто отправить к праотцам.

А у городского эльфа, загнанного в гетто и лишенного всяких прав, посреди свадьбы отбирают возлюбленную, ибо знати, видите ли, не хватает девушек на празднестве. В конце концов, все оборачивается кровавой резней всех неугодных. Месть, страдания, бесславная смерть и никакого благородства.

Долийский эльф оказался не в том месте и не вто время. Ужасное стечение обстоятельств вынуждает нашего героя покинуть любимые леса и отправиться в большой мир в надежде выжить. А маги? Когда-то правившие миром, они загнаны Церковью в башню, которая больше походит на тюрьму. За всеми действиями следят специально обученные воины, готовые зарезать чародея при малейшем подозрении. Из слабых волшебников вообще делают «усмиренных», больше похожих на глиняных истуканов с голосом, чем, собственно, на людей.

Знатным гномам и людям придется пережить предательство смерть близких, изгнание. Как чувствует себя аристократ, с рождения бывший на вершине мира, лишаясь всего? Все шесть предыстории так или иначе приводят в Остагар — разрушенную крепость, где король Кайлам планирует разгромить орду монстров. Именно там наш герой и еще несколько «призывников» проходят опасный обряд посвящения в Серые Стражи. Ибо, согласно преданию, только Стражи могут убить Архидемона — огромного дракона, повелевающего силами тьмы.

Четыре раза они одерживали победу, но теперь фортуна не на их стороне. Увы, те, кто столетия назад обещал помощь, погрязли в своих невзгодах. Эрл Редклиффа при смерти, а окрестности его замка терроризирует нежить. Башню магов захватили демоны. В Бресилианском лесу, пристанище долийских эльфов, свирепствуют вервульфы. В Орзаммаре пылает политический кризис — две гномские фракции делят престол. Не лучше дела и в стольном граде Денерим — регент Логейн узурпировал власть и объявил Серых Стражей предателями.

Чтобы остановить Мор вам понадобиться объединенная армия веет Ферелдена. Но чтобы получить поддержку сильных мира сего придется сильно постараться.

Dragon Age: Origins

Один в поле не воин!

В этом царстве панического страха и ожидания неизбежных бед главному герою отведено место члена ордена Серых Стражей, призванного с вышеназванным Мором бороться. Для сражений с нечистью в ваше распоряжение поступает чуть меньше десятка воинов разной направленности. Естественно, потянуть их всех с собой не выйдет, придется решать, кого брать в пати, а кого — оставить в резервном запасе.

Пространство для экспериментов открывается просто огромное, ибо каждый силен в чем-то одном и не смыслит в другом. К, примеру, бывший храмовник Алистер отлично подойдет на роль партийного «танка», стаскивающего всех врагов на себя и обладающим большим запасом здоровья. В его арсенале как раз имеются нужные умения блока щитом и запугивания. В то же время юркая и прыткая лучница Лелиана способна петь песню, повышающую боевой дух отряда. Ну а на случай, если кому-то вздумается на нее напасть, всегда раздача приказов, россыпь умений, может врезать супостату промеж ног.

И так со всеми. Боевой пес скачет козлом между врагами и грызет глотки, ведьма Морриган превращается в паука, а Стен машет двуручником, как школьная уборщица шваброй. Боевая система одна и сильнейших сторон Dragon Age. Бросились на врага сломя голову — поражение неизбежно! Устроили противнику грамотную засаду — враг не узнает что его убило. Боевая система унаследовала многие аспекты онлайновых RPG. «Танк», «Хилер», «Дамагер» — знакомые термины?

Управлять командой можно вручную или посредством специально подготовленных шаблонов тактики. Управление невероятно удобно и понятно. Есть тактическая пауза, раздача приказов, россыпь умений, навыков и заклинаний на панели быстрого доступа. В Dragon Age появилась, пожалуй, лучшая система автоматизации поведения союзников. Можно составлять цепочки «условие-действие», причем количество таких связей растет с набором уровней. Фактически, при правильном подходе от командования можно вообще отказаться, и, откинувшись с кружечкой чая, управлять своим героем и наслаждаться зрелищем нарезки врагов в винегрет. Следует помнить что не все враги одинаковы, среди них встречаются лейтенанты и боссы разной степени сложности.

Еще из мелких новшеств -комбинации заклинаний и фаталити. Совместив метель и грозу, вы получите мощную грозовую бурю. Или заморозьте противника, а потом разбейте его на куски большущим камнем! Кровавые и красочные фаталити в гуще боя смотрятся превосходно. Разве не прелесть?

Подобный подход открывает массу возможностей, количество тактик ведения боя бесконечно. Бои доставляет море удовольствия. Хочется сочетать в партии, казалось бы, несовместимых бойцов, придумывать новые схемы поведения, полностью перестраивать стратегию ведения боя, развивать героев в необычном ключе,
экспериментировать с заклинаниями.

Здесь нет откровенно проигрышных или выигрышных тактик, любая комбинация при правильном подходе отлично заработает. Возможностей масса, и перебирать их не надоедает до самого конца.

Dragon Age: Origins

Учись и ещё раз учись

3 базовых класса на старте не так мало как кажется поначалу. На 7 и 14 уровне можно выбрать дополнительную специализацию, предварительно найдя учитель или купив учебное пособие. Подобный подход открывает массу возможностей развития. В целом процесс развития персонажа прост но невероятно интересен. Снеся голову очередному противнику и получив уровень мы вольны распределить 3 очка характеристик между основными параметрами (сила, ловкость, магия и т.д.), выбрать особое умение (удар щитом, классовое умение и.д.) и каждые несколько уровней мы можем выбрать новый навык персонажу (убеждение, боевая подготовка и т.д.). Грамотно развивая персонажей и мудро управляя ими в бою вы одолеете любого противника.

Меньшее из двух зол

Проблема выбора и моральные делимы в Dragon Age встречаются на каждом шагу. Варианты редко сводятся к метанию между «черным» и «белым», ведь выходов из ситуации — необязательно два. Третий (или четвёртый) самый правильный путь (там, где они существует), заставит попотеть. Единственная реплика в диалоге здесь ничего не решает — Dragon Age наслаивает последствия одно на другое, поэтому результат так просто не предугадать. Частенько вам придётся идти на сделки с совестью и делать выбор между меньшим из двух зол. Принимаемые вами решения влияют не только на окружающий мир и отношение его жителей, но и на отношение ваших спутников к вам.

Каждый член вышей команды — личность! Им свойственны собственные взгляды на мир или конкретные ситуации. Большинство спутников не изменят своих взглядов на мир, но некоторые, более подверженные вашему влиянию, могут радикально пересмотреть свои взгляды. Если постоянно твердить Алистеру, что люди эгоистичны, каждый сам за себя, то в один прекрасный момент он превратиться из наивного весельчака в расчётливого циника.

Отношение спутников измеряется шкалой [-100;+100]. Потеряв уважение спутника вы рискуете потерять и его самого. Способов завоевать доверие спутников много. Самый действенный душевные разговоры на все интересующие спутников темы. Поступки соответствующие мировоззрению ваших спутников тоже поднимут вас в глазах спутников. Не следует забывать, что неудачно сказанная фраза или лишний проломленный череп врага может расстроить ваших компаньонов. Вам придется найти индивидуальный подход к каждому спутнику, хотя при желании можно прогнать персонажей с которыми найти общий язык не как не удается.

Отдельное внимание следует уделить любовным похождением героя. Рейтинг 18+ игра получила не только за литры крови. Классической сцены признания в любви перед финальной битвой нет. Почему? Потому что расторопный герой (героиня) ещё не отойдя от «клинической смерти» при Остагаре заведёт один или два романа. Ловеласам предстоит пережить не одну сцену ревности и не факт что вам удастся отвертеться благодаря дару убеждения. Если очень хочется то можно уединиться с партнером в шатре и узнать откуда взялся рейтинг 18+.

Dragon Age: Origins

Итог

Dragon Age — словно пришелец из прошлого. Казалось, что в наше время таких игр уже не делают: с десятками вариантов диалогов, с вопиющей нелинейностью, с «видом сверху» и тактической паузой, с великолепным сюжетом, и оригинальным миром…

Можно смело бросаться на спасение столь неоднозначного мира. Будет интересно — обещаю.