Just Cause 2: запоздалый обзор

Just Cause 2
8,7 Overall Score
Графика: 9/10
Звук: 9/10
Геймплей: 8/10

Запускаешь Just Cause 2 и сразу диву даешься: настолько же тут все красиво. Заснеженные горные хребты слепят глаза своей мертвенно-бледной белизной, дымящиеся от солнечного света равнины жаждут живительной влаги — дождя. А уж когда он, дождь, пойдет, так и хочется зажмуриться от удовольствия. Подобное можно увидеть в какой-нибудь передаче про дикую природу, но для видеоигр это едва ли не нонсенс. Да, конечно же, была «Африка», но то проект экспериментальный (за что огромное спасибо Sony), а вот для экшенов от третьего лица такая красота едва ли не в новинку. И лишь отойдя от шока, начинаешь понимать, насколько странный этот Just Cause 2. Геймплея-то сюда явно не завезли.

И дело даже не в малопонятной структуре сюжетных заданий, где сайд-квесты зачастую сложно отличить от основной линии повествования. Just Cause 2 постигла судьба любого сиквела мало-мальски успешной игры. В попытке сделать больше, краше и зрелищней, шведы из Avalanche Studios забыли о такой, казалось бы, «неважной» детали, как игровой процесс. Что главное в любом action-проекте? Правильно, сам экшен. Грамотный, забористый, с дымком. К сожалению, «дымка» в нашем сегодняшнем пациенте не наблюдается, и все, что остается нам, бедным геймерам, — это бегать по равнинам да полям в попытке хоть как-то себя развлечь.

По нажатию волшебной клавиши «Select» можно попасть в главное меню PDA, чтобы посмотреть список доступных заданий, рейтинг разрушений и почитать грамотно составленный туториал (справочных файлов действительно много). Заодно можно поразиться величине отведенной на растерзание территории:пара гектаров, что не говори, не шутка, и это не считая заснеженных горных массивов вместе с шикарного вида реками. На первый взгляд кажется, что вся вычислительная мощность консолей этого поколения ушла на воссоздание вот этой красоты. И действительно, ни разу за время прохождения игры частота кадров Just Cause 2 не падала ниже допустимой нормы. Все шло гладко, будто по маслу: великолепная оптимизация, и это факт.

Just Cause 2

Но, похоже, этой оптимизации мы и обязаны мертвецки скучному сюжетному режиму. Развлечений тут не то чтобы мало, а ужасно мало. Между тем завязка Just Cause 2 располагает совершенно к обратному. И если во вступительном ролике все неплохо (вертолет нашего героя подбивает вражеская ракета, мы десантируемся в незнакомой местности, разносим все в пух и прах… фан, одним словом), то, начиная с третьей миссии, геймплей плавно сбавляет обороты, что не может не раздражать. Вся игра условно поделена на несколько частей: основные миссии и характерные для sandbox-проектов сайд-квесты. Чтобы жизнь медом не казалось, Avalanche Studios предусмотрели такой параметр, как «Chaos» — уровень разрушения. Зайдя в PDA, первое, на что обращаешь внимание, это линейка «хаоса».

По мере ее заполнения Нико (главный герой Just Cause 2) получает доступ к новым заданиям. Чем выше линейка, тем больше самой игры. К сожалению, бада-бум получить не так-то просто. По всей карте разбросаны небольшие городки, прибрежные бухты, базы правительства. Найдя таковые (к примеру, доехав на машине), мы вольны совершать диверсии, повышая тем самым линейку «хаоса». При этом диверсии почему-то разделяются на «взорвать все к чертовой матери» и «найти спрятанный где-то в углу чемоданчик». И в том, и в другом случае игроку начисляют необходимые «Cnaosw-очки, пуская дальше по сюжету. Увы, но именно здесь и кроется разочарование: сюжета в Just Cause 2 попросту нет. Вернее, нет мотивации совершать что-либо. Практически всегда задания сводятся к уничтожению всего и вся (на манер Mercenaries от ныне покойной Pandemic Studios).

При этом роль основного лейтмотива играет «механизированная» рука Нико — верный товарищ, друг и просто хорошее подспорье для начинающего анархиста. К примеру, одно из поручений в Just Cause 2 сводится к подрыву какой-то мирно дрыхнущей бухты: геймер должен доехать до точки, обозначенной на мини-карте, спуститься в эту бухту, активировать компьютер и за ограниченное время добраться до самого верха, чтоб взрывом не зашибло. Пользоваться лестницей в данном случае не совсем уместно — можно и не успеть. А вот при волшебном нажатии клавиши «1_В» (в Х360-версии) Родригес в мановение ока оказывается на самом верху — mission complete!

Just Cause 2

КОСЯКИ НА ВИРАЖАХ

Загубить управление в sandbox-проекте — дело сложное, многим даже неподвластное. Казалось бы, вся механика давно отла-жена — бери да пользуйся. Но нет, находятся еще кудесники, желающие изобрести свой велосипед. Если вы играли в предыдущий проект студии — оригинальный Just Cause, — то, должно быть, помните, каким неимоверным трудом оборачивалась попытка сдвинуть персонажа с мертвой точки. Из-за крайней нечувствительности к командам игрока главный герой превращался в легкодоступную мишень. К счастью, противники тоже не отличались особым интеллектом. Тем удивительней тот факт, что с выходом сик-вела ситуация в корне не изменилась.

Управление как было, так и осталось крайне не отзывчивым. Avalanche лишь подправили некоторые малозначительные детали, все остальное осталось неизменным. Родригес все с таким же трудом поворачивается вокруг собственной оси, потом, опять же с трудом, целится. А если в этом время какой-нибудь солдатик совершил перекат, уйдя из поля зрения, все приходится начинать сначала. То же самое касается и управления транспортными средствами. Физическая модель самолетов, машин и катеров оставляет желать лучшего. И хотя поголовье последних со времен оригинала заметно возросло, на управлении этот факт особо не сказался.

Не раз и не два возникают ситуации, когда из-за «непокорности» геймпада игроке прямом смысле улетает в пропасть, выход из которой один — рестарт. А после него, как правило, нас отправляют в самое начало миссии. Где-то вдалеке, между тем, маячит заветный кружок — мол, до контрольной точки осталось километра два с хвостиком. В другой игре эти два километра воспримешь как данность, но в Just Cause 2 это довольно серьезное препятствие, преодолеть которое — уже большой подвиг во славу малой родины. Как вы уже, наверное, догадались, добираться все одно придется. А уж как — дело ваше. Хотите, мотоцикл оседлайте, хотите — машину. Или моторную лодку, если место назначение находится недалеко от воды.

КУРОРТНЫЙ РАЙ

И тем не менее, при всех своих недостатках Just Cause 2 — вполне играбельный продукт. Малость неказистый по сюжетной части, немного глуповатый, но играбельный. Его по достоинству оценят любители игро-песочниц: для них местные субтропики станут настоящим раем. А уж от вида заката так и хочется зажмуриться: настолько красиво.