The Great Escape — ретро-обзор

The Great Escape
Overall Score

«От сумы, да от тюрьмы не зарекайся».

Очевидно эта мысль сподвигла фирму Ocean, знаменитого на ZX Spectrum разработчика игр, создать симулятор концентрационного лагеря. Хотя, поговаривают, что на самом деле причиной всему фильм 1963 года выпуска, который в свою очередь был создан на основе книги, которая воссоздает реальные события, имевшие место быть во время второй мировой.

Американцы и британцы каждое рождество приковываются наручниками к экранам телевизоров и принудительно наслаждаются творчеством Джона Стерджеса, причем им крайне рекомендуется выражать безумный восторг. Кино о том, как группа британских и американских солдат «отдыхало» в летнем лагере должно пробуждать в согражданах чувство любви к родине и повышать патриотизм.

Не знаю как фильм, но вот игра точно является шедевром. Популярный на ZX изометрический движок, который подарил нам немало любимых игр, помогает окунуться в атмосферу замкнутости на все сто. И это несмотря на то, что игра может пощеголять плавным скроллингом сцен (все подобные игры предпочитали переключать экраны, еще больше ограничивая свободу игрока).

The Great Escape

Не знаю почему, но стремление разработчиков приучить игрока соблюдать какой-то жизненный цикл напоминает иногда паранойю. The Great Escape далеко не первая игра, в которой приходится следить за временем, соблюдать распорядок дня и присутствовать в определенных местах типа столовой, построения и так далее. Одно радует, что в обязательными являются лишь переклички, а промежутках между обязательными сценами нам предоставлена практически полная свобода. Правда, под чутким наблюдением бдительных охранников лагеря, кои в немалом количестве патрулируют лагерь, обыскивая бараки и охраняя периметр.

Кстати, довольно интересно понаблюдать за распорядком тюрьмы, для этого нужно просто оставить своего героя без управления на пару минут, и он начинает жить своей жизнью. Утренняя проверка, завтрак, построения, разминка, сон, все это поможет освоению игрока и… падению морали. Учтите, если ваш подопечный совсем расслабиться, управление полностью перейдет к компьютеру, и пожизненная решетка вам обеспечена. Так что, следите за флагом, нарисованным с левой стороны экрана, и не позволяйте ему упасть до земли. Один из самых эффективных способов – постоянно красть вещи, нужные, ненужные, без разницы.

Ну и нарушение распорядка дня тоже лишним не будет, хотя перебарщивать здесь не стоит, отсидка в карцере тоже морали не прибавляет. Охранники, как полные болваны, даже не удосуживаются периодически обыскивать подозрительно праздношатающегося заключенного, поэтому наш герой может носить в руках хоть базуку. Кстати, жаль, что нас лишили подобной вещи в игре, было бы забавно погонять ленивых фрицев по лагерю. Зато, стоит бросить вещь на пол, зоркий стражник начнет подозрительно обнюхивать воздух и сразу определит, кто тот нерасторопный злодей, который замыслил побег. Сигнал тревоги и нас вяжут. Злые какие. Вас самих бы в карцер…

The Great Escape

В отличие от большинства заключенных, нам выделена отдельная комната, причем даже с печкой. За буржуйкой какой-то «монтекристо» уже прорыл туннель, но нам не суждено воспользоваться им для побега, в основном это наше хранилище, где можно припрятать вещи подальше от глаз охранников. Кстати, под землей можно найти выход из лагеря, но, к сожалению, он завален землей. Очевидно, неудачный побег предыдущего узника. Кстати, по туннелю без фонарика ползать не рекомендуется, легко заплутать и навеки потеряться.

Все же убежать из лагеря довольно просто. Главное – найти удачное место, где можно перерезать проволочное ограждение, да перенести несколько вещей, которые нам понадобятся на свободе. Вещи, кстати, нам присылает сам «Красный крест», о чем время от времени сигнализирует надпись «Red Cross Parcel». Идем в комнату рядом со столовой и получаем очередную вещь для побега.

Конечно, странно все это, но видимо никакого лучшего способа разработчики не придумали. Хотя, если припомнить, Красный Крест в Европе является до -вольно сильной организацией. Видимо для увеличения сложности игры, нам не разрешается носить более двух вещей, а для побега нужны три: щипцы, для ликвидации проволочного заграждения, документы и компас. Поэтому придется бежать два раза, первый раз оставлять за проволокой документа, а затем, прихватив компас, уже нестись навстречу свободе. Натянуто, но для игры настолько лохматого года простительно.

К сожалению, при всей своей интерактивности, нам почти не позволяют общаться с другими заключенными. Единственное, на что способны сокамерники – за шоколадку иногда отвлекать внимание охраны. Правда, пользы от этого мало, все равно довольно быстро ловят. А жаль, какие можно было бы устраивать комбинации побега…